«Государство, бизнес и официальная помощь развитию»

Главная » Новости » "Государство, бизнес и официальная помощь развитию"
2015-03-22 admin Новости

Уважаемые коллеги!

Геополитические реалии, в которых в настоящий момент оказалась Россия, волна секторальных санкций, обрушившихся на экономику, заставляет Парламент, Правительство заново пересмотреть свои взгляды на программу Содействия Международному Развитию. Для справки скажу, что Россия является донором официальной помощи развитию (ОПР), которая наряду с другими развитыми странами, в рамках «Целей Развития Тысячелетия ООН» оказывает помощь и поддержку странам с наименьшими доходами населения. Таких в списке ООН примерно 40-45 стран.

СМР – это не благотворительность ради благотворительности, а это прагматичный путь развития национальных интересов и достаточно серьезный механизм внешнеполитического влияния. США расходуют на СМР порядка 10-12 млрд $, Великобритания — от 6 до 8, Германия – 2 млрд. Россия до кризиса свою помощь официального развития доводила до 900 млн. $ и примерно выдавали кредитов и списывали их еще приблизительно на 3 млрд. $.

В чем разница работы агентств по международному развитию этих стран и России? Все западные страны работают в большей степени в двухстороннем формате: донор-бенефициар. На международные организации, такие как Программа развития ООН, ЮНИСЭФ, ЮНИСЭП, ВПП — тратится всего лишь около 30 % и поэтому страны — получатели помощи, конечно, видят и товары, произведенные в США, Великобритании, Германии и сами эти компании, которые активно работают на развивающихся и сырьевых рынках. Это позволяет им продвигать свое оборудование, машины, в т.ч. – с/х направления, свои товары, свои услуги, медикаменты и многое другое. Они закрепляются на этих рынках и создают возможности для долгосрочных инвестиций западных компаний. Примерно на один вложенный доллар бизнес получает 1,8 доллара в виде долгосрочной выгоды от возрастающего экспорта.

Китай вообще работает только в двухстороннем формате. И мы видим, что китайцы уже давно зашли в Африку, Латинскую Америку, прочно удерживают позиции в Ю-В Азии. И если они строят порт в Шри-Ланке, то только китайской рабочей силой, китайским цементом и металлом, завозят китайское портовое оборудование, обучают местный персонал в Китае, а затем совместно эксплуатируют эту перевалку в ключевом геополитическом регионе.

Как работает Россия? К сожалению, СМР носит в значительной степени несистемный характер, решения принимаются Правительством в отсутствии межведомственной координации и главное – взаимодействия с бизнесом. Российский бизнес просто не участвует в СМР. У нас нет частного сектора, который был бы задействован в Африке, Азии, Латинской Америке. Правительство ограничивает свою работу в этой Программе только внесением добровольных и целевых взносов в международные финансовые и экономические организации. Кроме этого, российский взнос используется Всемирным Банком, Глобальными Фондами по борьбе cтуберкулёзом, СПИДом, малярией и полиомиелитом. В результате этого российская помощь развития размывается, станы-получатели не знают о том, что Россия оказывает им действенную помощь через фонды и международные организации. И, конечно, это никак не отражается на укреплении имиджа России в этих странах. К большому сожалению, в условиях ожесточенной борьбы за рынки мы никак не продвигаем на них российский бизнес – у него нет никаких стимулов для участия в проектах СМР. И на политическом уровне мы не используем СМР как инструмент внешнеполитического влияния.

Но так сложилась межведомственная практика реализации СМР. За эту программу отвечало и продолжает отвечать Министерство финансов.

С этим можно было мериться до сегодняшнего дня, но с учетом складывающихся геополитических реалий нам необходимо перейти на новый формат работы в СМР и Совет Федерации берет эту работу под свой контроль. Должен быть определён конкретный оператор помощи, мы уже давно говорим о том, что это может быть специально созданное агентство Россотрудничество. Должен быть принят закон, который четко дает определение СМР, регламентирует работу Правительства, Министерств и Ведомств, бизнеса, определяет систему мониторинга и даёт оценки эффективности этой помощи.

Учитывая программную структуру
Федерального Бюджета целесообразно разработать специальную подпрограмму по оказанию Россией международной помощи в рамках госпрограммы «Внешняя политика». И я думаю, что всё это реально сделать при поддержке РСПП.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *